КОМПАСЫ
Рис. 138. Существует очень много различных конструкций компасов, отличающихся одна от другой главным образом устройством картушки. Некоторые компасы менее устойчивы при воздушных возмущениях, чем другие, но все компасы имеют одни и те же общие свойства.
На этом рисунке вы видите компас новейшей конструкции—со шкалой, по которой указывается вам направление оси вашего самолета относительно земного магнитного поля (компасный курс).
Компас этого типа имеет неподвижную шкалу, указательную стрелку и две параллельные путевые линии, находящиеся перед шкалой и вращаемые посредством установочной кнопки, расположенной внизу корпуса. Во время полета вы устанавли — Рис ваете эти линии на заданный 138. курс и ведете самолет так, чтобы стрелка все время оставалась параллельна им. Раз путевые линии установлены, вам нечего заботиться о том, на какую цифру указывает стрелка. Сама стрелка приводится в действие магнитом, находящимся внутри прибора.
Шкала разделена, как обычно, на градусы и имеет вид, соответствующий обычным изображениям компасных картушек на топографи — 1зэ; ческих и морских картах. Рис. 139. Картушка компаса, показанного на этом рисунке, вращается вокруг вертикальной оси. Принцип действия тот же, что и компаса со шкалой, но здесь котелок компаса перемещается вместе с самолетом вокруг картушки.
Вам сразу же следует узнать, что компас имеет дурную и укоренив-
шуюся привычку врать. Если только вы не знаете, когда компас скрывает от вас истину, он легко может ввести вас в заблуждение.
Компас подвергается влиянию различных металлических частей самолета, так что необходимо вводить поправки на эти ошибки. Эти поправки всегда определяются после того, как компас установлен на самолете и проверен на главных курсах (N, Е, S, W). Процесс этой поверки (уничтожения девиации) показан на последующих рисунках.
Рис. 140. Прежде всего самолет ставят носом на магнитный север. Если компас не показывает этого курса, уничтожают эту ошибку полностью, как указано в нижней части рисунка, посредством имеющихся в компасе компенсационных магнитиков (расположение и способ употребления этих магнитиков различны в компасах разных конструкций). Таким образом, добиваются того, что картушка компаса устанавливается точно на север.
Рис. 141. Затем самолет поворачивают носом на магнитный запад и снова полностью уничтожают ошибку компаса посредством компенсационных магнитиков так, чтобы курс 270° картушки совпадал с магнитным западом.
Рис. 142. Далее, самолет поворачивают носом на юг. Снова поступают таким же образом с той лишь разницей, что посредством компенсационных магнитиков уничтожают только половину ошибки.
Рис. 143. Наконец, самолет разворачивают носом прямо на восток, проверяют показание компаса и опять уничтожают только полотну ошибки. После того как процесс устра — п'[; нения девиации закончен, отсчитывают показания компаса на промежуточных курсах (45°, 135°, 225°, 315°). После этого составляют таблицу или график девиации, которым и пользуются в полете.
145. Но время полета, когда ваш самолет летит из одной части страны в другую и все время пересекает линии равного магнитного склонения (изогоны), вы должны учитывать величи — „ ну этого магнитного склонения 146- и вносить соответствующие поправки в компасный курс, который должен привести вас на место назначения.
Ваш компас может давать f"7c; правильные показания только в том случае, если ваш самолет летел по прямой и горизонтально достаточно продолжительное время и картушка компаса успела успокоиться. Но как только самолет попадает в «болтанку», компас, весьма вероят — 148- но, начнет волноваться и показывать вам самые различные направления. Поэтому, установив заданный курс, вам при полете в возмущенном воздухе лучше всего смотреть на указатель поворота или на гиро — полукомпас. Выйдя из «болтанки», вы можете проверить свое направление по компасу и снова установить гирополукомпас на нужный курс.
Рис. 144. Вот одна из особенностей компаса. Летя компасными курсами от 271е до 89°, как показано на рисунке, вы увидите, что при повороте вправо или влево картушка компаса не сразу указывает поворот самолета и иногда даже начинает показывать поворот в противоположном направлении. Чем круче крен вашего самолета, тем более неправильно информирует компас летчика о повороте. Вы увидите, что хуже всего компас ведет себя, когда вы летите в направлении, близком к северному 5 Предположим, что вы летите по компасному курсу 10° и вдруг повернули на компасный курс 15°. Как только вы начнете поворачивать направо, т. е. к востоку, картушка компаса отклонится, показывая курс к западу. Она может отклониться на 25—30°, прежде чем вернется в положение, в котором она должна находиться.
Рис. 145. Если вы летите компасными курсами между 90° и 270°, т. е. в южном направлении, как показано на рисунке, реакция вашего компаса будет противоположна предыдущей. На этих курсах компас кажется гораздо более чувствительным, и его картушка всегда движется при повороте в правильном направлении[16] [17].
Рис. 146. Пока крылья вашего самолета горизонтальны, изменения положения носа самолета относительно горизонта (выше или ниже его) не влияют на показания компаса, если только вы не делаете поворота.
Рис. 147. Даже при негоризонтальном положении крыльев самолета картушка компаса будет вести себя нормально (при условии, что вы не делаете поворота), если вы летите прямо на восток или прямо на запад.
Рис. 148. На промежуточных курсах вы будете наблюдать то или иное сочетание только что описанных мною явлений в зависимости от близости вашего курса к северу, востоку, югу или западу.
Если вы хорошо знакомы с дурными привычками компаса, вы можете перехитрить его. Помните, что, когда вы летите в северном направлении, компас при повороте будет отставать; а когда вы летите в южном направлении, компас при каждом повороте будет забегать вперед. Имея в виду такое темпераментное поведение компаса, старайтесь делать повороты медленнее и с более пологим креном, т. е. со скоростью менее 3° в секунду. Если ваш самолет оборудован гирополукомпасом (как я сказал выше), все дело упрощается, так как вы можете делать повороты, пользуясь уже
не компасом, а гирополукомпасом. По окончании поворота вы легко проверите гирополукомпас и компас один по другому.
Я описывал здесь поведение вашего компаса в северном полушарии. Если вы летите в южном полушарии, реакции вашего магнитного компаса будут прямо противоположны описанным.
„Потолок — нуль “ относится
не только к погоде.